МКОУ "Первоалейская СОШ"
п. Алейский Алейского района Алтайского края
  • Кружок шахматы

    1-11 класс
    Есть места
    Бесплатно
    ОВЗ
    Естественная наука

       Программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

       Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

       Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

       Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

       Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

       Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

       Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных). Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

       Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

    Общая характеристика курса.

       Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

       Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

       Программа интегрирована с ежегодным графиком муниципальных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.

    Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

    • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
    • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
    • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

    Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

    • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
    • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
    • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
    • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
    • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

    Основные методы обучения:

       Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

    При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

    На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

    Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

       Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

    Основные формы и средства обучения:

    • Практическая игра.
    • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
    • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
    • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
    • Участие в турнирах и соревнованиях.

    1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

    • Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
    • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

    Компетентностный подход выражен:

    • В проведении педагогом инструктажей;
    • В применении индивидуальных форм работы;
    • В корректировке игры;
    • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

    Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

    • Педагогическое наблюдение;
    • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

    2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

    • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
    • Изучении специализированной литературы;
    • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

    Компетентностный подход выражен:

    • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
    • В проведении бесед;
    • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

    Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

    • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
    • Определение уровня эрудиции обучаемых.

    В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.

       На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie